?

Log in

No account? Create an account
библиотекарь ведет блог

reportazhi


Репортажи с места событий

МБУК "Публичная библиотека" НГО


Previous Entry Share Flag Next Entry
Здесь нет случайных людей
evetskaya wrote in reportazhi
В конце 2018 года я написала пост в сообществе "Новоуральск-2014" под названием "Крик души: дети не знают свой город!" Строчки были написаны после того, как я три месяца поработала со школьниками города по программе "Новый город на Урале" и поняла, что рассказываю детям о том, чего они не только не знают, но и никогда не видели. Не знают улиц Новоуральска, не ведают, как выглядят многие памятники и здания. Причем, о дальних городах и весях порой знают больше, чем о соседней улице.
Но оказалось, что им интересно. Интересно узнавать открывать для себя родной город, интересно сравнивать старые и современные фотографии, где изображены улицы, здания, памятники, люди. А некоторые стали спрашивать о прошлом города у своих бабушек и дедушек. Домашнее задание для всех было только одно: гуляйте по городу, ищите и находите те объекты, о которых я рассказывала и которые были ранее неведомыми. Конечно, далеко не все, но многие брали родителей за руку и шли гулять. И сами открывали взрослым город.



Результатом работы я, честно говоря, осталась довольна. Уже к концу учебного года, когда я проводила последние беседы, показывала на экране изображения достопримечательностей города, многие школьники, уже буквально перебивая меня, сами были готовы рассказать, где и что находится, как называется и даже чему посвящено.
Теперь могу сказать, что, по крайней мере, участники программы, историю Новоуральска знают. Не в полной мере, да этого и не надо. Пусть в общих чертах, пусть точечно, пусть что-то забылось. Детская память избирательна. Но я уверена, что проходя по старой части улицы Ленина, они вспомнят, что чешуйчатые дома самые старые в городе, а улица Лермонтова является улицей-невидимкой, а у магазина "Кировский" есть народное название - "каменный", а театр построен лично по указу Сталина всего за 11 месяцев. Вспомнят и будут знать это всегда. И смогут рассказать своим детям.

Все свои программы я ежегодно завершаю интеллектуальными играми. Возможно, не всем это нравится и не всем хочется готовить команду для участия, но таковы условия, прописанные в Положении.
Игры стараюсь делать не только интеллектуальными, но и интересными. То есть главное условие: чтобы было познавательно и увлекательно. Чаще всего использую квесты, где можно побегать от этапа к этапу.
Я считаю, что такое завершение программы необходимо. Во-первых, информация, которую я даю детям в течение учебного года, не уходит в никуда. Учитель организует команду, команда готовится: повторяют мои беседы, просматривают презентации, читают литературу. Во-вторых, присутствует соревновательный момент. Каждый класс желает обязательно занять какое-нибудь место. Желательно первое. Не всегда получается, но ведь в следующем году можно подготовиться еще лучше! В-третьих, дети тренируют навыки работы в команде. Оказывается, очень сложно прислушиваться к чужому мнению, не выкрикивать ответ, не рассердиться, когда не слышат тебя.

В этом учебном году программа "Новый город на Урале" была посвящена юбилею Новоуральска. Все заявленные классы (а их было более 50) прослушали беседы о природных достопримечательностях города, его истории, улицах, зданиях, памятниках, аллеях и бульварах, известных личностях. В программе участвовали школьники с 3 по 9 класс. Май был ознаменован интеллектуальными квестами, где команды от каждого класса-участника боролась за право быть самой умной и самой лучшей. Конечно, подготовка у команд была разная: одни довольствовались только моими беседами, другие открывали дополнительную литературу, еще раз просматривали презентации, а некоторые учителя даже оставляли детей после уроков, чтобы "погонять" по темам.
Но, в принципе, вопросы были составлены только по той информации, которую я ребятам рассказывала с сентября по май.
Могу только сказать, что уровень некоторых команд был очень высок и все задания они щелкали как орешки.
Первыми играли старшеклассники - семь девятых классов, затем два дня средние классы (с 5 по 8) и еще три дня - младшие ( 3 и 4 классы). Участников из начальной школы всегда много, поэтому в этом году пришлось третьеклассников (а их было 11 команд) делить на два дня, иначе была бы не игра, а сплошная толкучка.

Команды получают маршрутные листы и отправляются в путь по станциям, где их ждут самые разнообразные задания: вставить пропущенные слова в тексте, найти ошибки, определить лишние объекты, определить памятник по элементу, соединить фотографии с текстом, разгадать шифровку и т.д. Судьи на каждом этапе в маршрутные листы вписывают количество заработанных баллов и штрафные баллы (они бывают очень редко). Самым любимым этапом всегда бывает компьютерный. Это либо тест, либо кроссворд в режиме онлайн, чаще всего на площадке Интернет-ресурса "LearningApps". Удобно тем, что судье не обязательно считать баллы, их выдает программа.
Кстати, вы тоже можете попробовать свои силы:
1. Конкурс "Становление города" (сложный уровень для 8-9-х классов)
2. "Их именами названы улицы" (средний уровень для 5-7 классов)
3. "Достопримечательности Новоуральска" (простой уровень для 3-4 классов).

Пройдя все этапы, команды собираются в зале для того, чтобы узнать свои результаты. А дальше - раздача слоновв Дипломов, фотографирование и прощание до следующего учебного года.
Я люблю эти финальные игры, потому что на них собираются именно те, кому это интересно. Случайных людей там нет. Дело в том, что беседы слушает весь класс, а в команду каждый год попадают одни и те же дети. И это хорошо, потому что я уверена в этих ребятах. Уверена, что те 300 человек, которые приняли участие в играх, знают историю Новоуральска на пять с плюсом, любят город и гордятся им.
Я настолько уверена в них, что школьникам 8-9 классов предлагаю проводить этапы для команд 3-4 классов. И это самые лучшие мои помощники, которые, выполняя роль судей, стараются быть серьезными и не подвести.

Хочу отметить, что со многими учителями я работаю на протяжении вот уже... Скольких же лет? Десяти, пятнадцати, нет, наверно, даже двадцати. И это уже родные люди, заинтересованные, чтобы дети знали свой край, любили и уважали его.

Много фотографий: